Ковбои
Ковбо́й (кавбо́й) (англ. cowboy, от cow — «корова» и boy — «парень») — название, употреблявшееся на Диком Западе США по отношению к пастухам скота. Эпоха ковбоев началась с 1865, когда нужно было согнать в угоны гигантские одичавшие стада быков, преимущественно на территории Техаса. Закончилась эта эпоха около двадцати лет спустя. Примерно треть ковбоев была неграми, получившими свободу после гражданской войны, но не имевшими ни работы, ни имущества. Ещё треть ковбоев была мексиканцами и треть — потомками выходцев из Европы.
Ковбои работали на ранчо скотопромышленников и занимались объездом территории ранчо, ремонтом оград, поиском отбившихся от стада коров, клеймением молодняка и многим другим. Поначалу пастбища на Западе были неогороженными и очень часто скот разных хозяев смешивался и пасся вместе. Поэтому каждый год приходилось производить загон и раздел скота. Участие в таком загоне требовало от ковбоя немалой сноровки и именно из ежегодных загонов выросло любимое развлечение ковбоев — родео.
Ковбои перегоняли скот из скотоводческих районов до ближайшей железнодорожной станции. Скот гнали по пустынным прериям, в которых всегда можно было наткнуться на индейцев или на белых бандитов. Во время перегона ковбои окружали стадо кольцом и следили за тем, чтобы ни одна корова не отбилась от общей массы. Самый опытный ковбой обычно ехал впереди стада, направляя вожака стада. Остальные ковбои ехали сзади и по бокам, постоянно меняясь местами. Тяжелее всего приходилось замыкающим, так как от огромного количества движущихся коров исходил такой сильный жар, что ехавший вслед за стадом ковбой рисковал обжечь себе лицо. Во время перегона каждый ковбой несколько раз в день менял лошадь. У большинства ковбоев своих лошадей никогда не было, они брали лошадей в аренду или пользовались хозяйскими. Ночью во время стоянок патрулировали по периметру, перекликаясь посредством куплетов, один начинал, другой на противоположной стороне заканчивал. Так родились ковбойские песни, ковбойская поэзия, баллады, а также всевозможные легенды и небылицы, героем многих из которых был легендарный ковбой Пекос Билл.
Заработок ковбоя был невелик, а зимой многие ковбои были вынуждены работать на ранчо просто за еду и крышу над головой. Сравнительно большие деньги ковбои получали лишь за перегон скота. Значительную часть своих денег ковбой тратил на выпивку, причем самым популярным напитком среди ковбоев было пиво, а не виски, как это обычно показывается в вестернах.
Самое интересное начиналось, когда они возвращались с заработанными деньгами. Власти из городков по их маршруту нанимали бандитов для защиты населения от разгулявшихся ковбоев. Помимо шумных «гуляний», ковбои в свободное время устраивали состязания — кто лучше удержится на дикой лошади, на бычке из стада, кто лучше бросает лассо и чья лошадь лучше воспитана. Со временем эти состязания «обросли» правилами, поделились на дисциплины и ближе к середине XX века сформировался вестерн-спорт.
Ковбои носили удобную одежду соответственно климату, погоде и работе, поэтому одежда нужна была прочная и надежная. К тому же жили ковбои месяцами вдали от дома, и рабочий костюм защищал их от зноя и стужи. Наряд ковбоев из разных штатов отражал местный колорит: жители юга (Техас и Нью-Мексико) выглядели несколько иначе чем обитатели юго-запада и севера (Вайоминг, Монтана, Дакота). Важным атрибутом костюма был револьвер.
Ковбои обычно надевали перчатки из козлиной кожи, чтобы лассо не обдирало кожу на ладонях. Затем в обиход вошли кожаные манжеты со шнуровкой или застежками для защиты запястий и рукавов при натяжении лассо. Ковбойские рубашки шили из прочной и плотной ткани. Брюки большинство ковбоев носили на подтяжках, т.к. туго затянутый ремень мешал при верховой езде.
На работе ковбой носил мексиканский жилет, чапаррехас - защитные штаны из кожи - и сапоги с высокими голенищами. Бывали случаи, когда коровы заходили в густые зарочли и, чтобы не ободрать ноги о колючки, ковбом носили чапаррехас. На шее завязывался хлопчатобумажный цветной платок, который закрывал лицо от солнца и пыли последняя деталь костюма - шляпа стетсон с высокой тульей.
Шляпы - обязательная деталь костюма ковбоя. Высокая тулья и широкие поля защищали голову и шею ковбоя от палящих лучей солнца, дождя и снега. Кроме того шляпа предохраняла лицо всадника от веток деревьев и колючек. шляпа изготовленная из прочного фетра, носилась долго и служила не только головным убором, но и как хлыст или котелок для воды. С ее помощью даже раздували костер.
Ковбой очень тщательно подбирал себе обувь - ведь сделанные на заказ сапоги стоили 15 долларов, что составляло половину его месячного жалованья. Высокие, суженные книзу каблуки хорошо держали ноги в стременах. на сапоги надевали шпоры с шипом или репейком. Репеек на шпоре предназначался не для того, чтобы причинить лошади боль, с его помощью лошадь лучше чувствовала движение ноги сквозь густую шерсть. У старинных сапог голенища были до колена. У ковбойских сапог не было ни шнуровки, ни застежек, а для того, чтобы они плотно облегали ногу, голенища делали достаточно узкими в подъеме. Надеть такие сапоги было непросто: в положение стоя ковбой опускал ногу в сапог, а затем за петли тянул голенища. Швы делают сапоги более жесткими и предотвращают появление складок на коже. Чем больше швов на сапогах, тем дороже они стоили. Высокие, скошенные каблуки затрудняли ходьбу, но зрительно уменьшали длину ступни, что в те времена являлось предметом гордости ковбоя. Загнутые носки сапог легко вставлялись в стремена.